Что должен уметь ребёнок в возрасте 11 месяцев. Развитие речи и эмоций ребёнка, как происходит общение со взрослым

Возраст ребенка
ребёнок стоит в манеже

Содержание

Развитие ребёнка в возрасте 11 месяцев:

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 11 месяцев?

 

Моторные функции

Позы и перемещения

Ребёнок в возрасте 11 месяцев уже может приседать с помощью взрослого и, конечно, продолжается обучение ходьбе.

Обычно малыш уже может идти, держась за руку взрослого.  Также ближе к 1 году ребёнок делает первые самостоятельные шаги. Но всегда стоит помнить об индивидуальных различиях. Кто-то в 10-11 месяцев уже бегает, а кто-то начинает ходить только к 1,5 годам.

Попытки самостоятельно ходить возникают в возрасте 10-11-12 месяцев по собственной инициативе ребёнка. Конечно, поощрение со стороны взрослого может помочь процессу, но оно не является ключевым фактором. Нельзя малыша заставлять или специально удерживать в стоячем положении.

ребёнок в возрасте 11 месяцев стоит в манеже

Ходьба годовалого ребёнка ещё незрелая и очень отличается от походки взрослого. Он ходит широко расставив ножки, стопы направлены в стороны, ножки согнуты.

Начиная ходить, ребёнок вытягивает руки вперед, как бы стараясь сократить расстояние до желаемого объекта. Это создает неустойчивость, провоцирует падения. Тогда ребенок начинает прижимать руки к себе, используя их для страховки при падении. Постепенно ребенок научается балансировать ручками для сохранения равновесия, что дает ощутимый прогресс в успешности попыток самостоятельной ходьбы.

 

Действия с предметами

Мы подошли к очень интересному этапу под названием «развитие функциональных действий».

Ребенок выполняет уже довольно сложные действия нанизывания, вкладывания, открывания не только на тех предметах, которые показал взрослый, но и пытается перенести тот же способ действия на новые объекты.

Малыш старается действовать с предметами в соответствии с их функциями, но пока делает много ошибок. К примеру, научившись правильно использовать ботиночки, он может пытаться натянуть его на ножку стула, на мяч. То есть имеет место неадекватный перенос вещи из одной ситуации в другую. Это нормально и важно мягко указывать малышу на правильное использование предмета, хвалить за успешные действия, тем самым укрепляя познавательную активность.

ребёнок в возрасте 11 месяцев двигает книжки

 

Развитие речи ребенка в возрасте 11 месяцев

К этому возрасту у ребенка складывается уникальный «язык», получивший название «автономной детской речи». Это смесь звукоподражания речи взрослого с довольно своеобразными морфологией и синтаксисом, часто понятная только близким людям.

Ребёнка начинает увлекать рассматривание картинок на карточках, в книжках, что помогает развитию и речи и образного мышления, и одновременно тренирует мелкую моторику (если просить ребёнка показывать пальцем на называемый предмет).

Также у ребенка развивается понимание неречевых звуков (лай собак, тикание часов и т.д.), которые он уже может связать с определенным содержанием, понять, про что этот звук.

Возникает интерес к ритмам простых песен. Можно сказать, ребёнок открывает для себя музыку, как отличную от всех других видов звуков.

 

Общение со взрослым и развитие эмоций у  ребенка в возрасте 11 месяцев

Конечно, к возрасту 11 месяцев уже складывается устойчивая эмоциональная связь - привязанность к «своим взрослым», которая выражается в страхе разлуки, сильных отрицательных эмоциях при необходимости остаться без своего взрослого.

Прямое следствие привязанности к «своему взрослому» – это страх незнакомцев, который впервые проявился несколько месяцев назад и теперь довольно ярко выражен.

Ребёнок сначала изучает незнакомца из «безопасного» положения, чаще - спрятавшись за своего взрослого. Если «угрозы» не обнаружено и «свой» взрослый дружелюбен к незнакомцу, то ребёнок также начинает общение, влекомый любопытством.

Благодаря развитию речи и интересу к предметам у ребенка уже может получаться выполнение довольно сложных инструкций: слово-предмет-действие. И даже возможно выполнение несложных «поручений» по просьбе взрослого.

 

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 11 месяцев?

Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.

Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 6-8 месяцы жизни).

Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 9-11 месяцев:

58. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.
59. Лепечет с подражанием или передразниванием взрослого в произнесении слогов.
60. Машет ручками «бай-бай»
61. Выполняет простые указания при игре или кормлении и одевании.
62. Пытается противостоять нежелательным для него указаниям или запретам.
63. Реагирует на свое имя адекватно и постоянно.
64. Заражается настроением других детей, находящихся рядом – плачет и смеется вместе с ними.
65. Дает представления – повторяет действия и звуки, которые вызвали смех или аплодисменты.
66. Демонстрирует подражательное поведение – кормит, причесывает куклу, нагружает машину.
67. Ярко выражает мимикой все настроения – грусть, обиду, гнев, радость.
68. Сбрасывает игрушки и предметы для того, чтобы окружающие взрослые их поднимали.
69. Строит башню из двух кубиков.
70. Манипулирует двумя игрушками сразу – по одной в разных руках.
71. Влезает в кресло и слезает с него сам.
72. Маленький предмет берет двумя пальцами.
73. Большой предмет берет двумя руками.
74. Ползает уверенно и во все стороны.
75. Заползает на ступеньки лестницы.
76. Выявляется право- или леворукость.
77. Садится из положения стоя.
78. Нагибается из положения стоя, чтобы поднять что-либо.
79. Сидит на корточках.
80. Может встать на цыпочки.
81. Встает и ходит при поддержке за руки.
82. Реагирует на ритмическую музыку движениями тела типа качания или приседания и подпрыгивания.
83. Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.
84. Знает (показывает) части тела.
85. Вспоминает игры предыдущего дня.
86. Имеет предпочтения к каким-то играм или игрушкам.
87. Берет чашку за ручку, чтобы пить из нее.
88. Может подносить ложку ко рту.
89. Снимает носки.
90. Помогает одевать себя.
91. Без помощи пьет из чашки или стакана.
92. Открывает ящики столов и шкафов.
93. Развязывает шнурки на обуви или одежде.
94. Листает страницы книги (не всегда по одной).
95. Открывает крышки коробок или кастрюль.


Кроме психомоторного развития, которое мы разбираем в этой статье,
успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:

Читайте здесь о развитии ребёнка в возрасте 12 месяцев.